История Эннеаграммы

Ранние источники

Вирджиния Уилтс (V. Wiltse) и Х. Палмер (H.Palmer) указывают [1], что схожие с современной теорией эннеаграммы (с греч. ennea — девять, grammos — фигура) идеи можно обнаружить в трудах Евагрия (Эвагрия) Понтийского, христианского мистика 4-го века нашей эры. Он вводит концепцию смертных грехов, называя их заблуждениями, или помыслами (logosmoi). Эти помыслы являются препятствиями к духовной жизни и самореализации. Евагрий называет 8 смертных грехов и один, стоящий за всеми ими – себялюбиe [2].

В последующем количество и сам перечень смертных грехов не единожды пересматривался христианскими богословами [3]. Так, Фома Аквинский предлагал рассматривать грех как склад характера, лежащий в его основе порок, таким образом разделяя порок характера и противоречащие морали действия [4]. Так же интересным в контексте рассмотрения предтечь типологии бессознательной мотивации является его предположение, что все грехи ведут свое начало из одного главенствующего порока. Фома Аквинский пишет:

«главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»[4].

Д. Р. Рисо отмечает важный вклад Раймонда Луллия, каталанского философа и миссионера, который в начале XIX века в свой работе Ars Brevis презентовал вписанную в круг модель из девяти человеческих пороков [5].

Раймонд Луллий

Согласно Уилтсе и Палмер [1], символ эннеаграммы возник как результат изысканий представителей пифагорейской школы VI-IV века до н.э. Наблюдения за луной, столь значимые во времена отсутствия систем навигации, учета времени и зависимости от урожая, позволили выявить 27-дневный цикл. Внизу изображенного на рисунке цикла можно заметить паузу, когда луна не видна на небе, и которая символизирует разрыв в нижней части фигуры эннеаграммы.
Таким образом, возможно, именно наблюдения за луной стали прообразом будущего символа.

фазы луны и эннеаграмма

Символ стал впоследствии доступен западному обществу благодаря Г.И.Гурджиеву [6]. Он развил собственную теорию духовного развития, которую он назвал «Четвертый путь». Этот способ духовного развития подразумевает развитие последователями осознанности и понимания, оставаясь включенными в социальную жизнь.

Протоанализ

Оскар ИчазоСледующей фигурой, оказавшей влияние на современное понимание Эннеаграммы, является Оскар Ичазо, который не только совместил символ с девятью страстями, но и впервые заговорил о применении эннеаграммы к личности [5]. Направление, которое развивал О. Ичазо, носило название протоанализ. Протоанализ представлял собой систему духовного роста через осознание своей базовой страсти, эго фиксации и развитие добродетели. Эго, или личность, согласно этому направлению, является компенсаторным механизмом и адаптивной, но неполноценной стратегией, которая отделяет человека от его сущности. Согласно Р.Линкольну [9], протоанализ является самостоятельной системой, схожей с другими системами глубинной психологии, но существенно расширяющей понимание основ характера. В качестве основы этой системы О.Ичазо использовал символ Эннеаграммы. Он так же указал на динамические соотношения между этими страстями на основании этого символа [9].

Психологическая модель

Клаудио НаранхоЭннеаграмма как психологическая модель возникла в 60-х годах 20-го века благодаря Клаудио Наранхо. Его основной вклад заключался в том, что он совместил символ эннеаграммы и учение о страстях с новейшими достижениями из области психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карен Хорни, М. Маллер, Винникот, Эрих Фромм), гештальт-терапии (Фриц Перлз) и гуманистического направления (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу). К.Наранхо проводил глубинные интервью с гомогенными по типу группами людей. Это позволило ему создать описание типов, которое стало отчуждаемым, в том смысле, что теперь этому знанию можно было обучать традиционным способом [9; 10]. Его ученики впоследствии развили его теорию и способствовали распространению эннеаграммы посредством тренингов личностного роста.

В 2013 году Клаудио Наранхо впервые приехал в Россию с трехдневным семинаром. Организаторами этого события выступил «Вектор Роста».

Список литературы:

  1. Palmer, H. Hidden in Plain Sight. Observations on the Origins of the Enneagram / H. Palmer, V. Wiltse // The Enneagram Journal of IEA. – 2011. – Vol. 18. – P. 34-40.
  2. Понтийский, Е.О помыслах / А. Е. Понтийский. Пер. А.И. Сидоров. – М., 2012. – 209 с.
  3. Burke, D. The enneagram of Evagrius of Pontus / D. Burke // The Enneagram Journal of IEA. – 2008. – Vol. 13. – P. 28-41.
  4. Грабман, М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского / М. Грабманн // пер. А. В. Апполонова. – М.: Signum Veritatis, 2007. – 280 c.
  5. Riso, D.R. Personality types: Using Enneagram for Self-Discovery / D.R. Riso, R. Hudson // revised ed. – Boston: Houghton-Mifflin Co, 1996. – 345 р.
  6. Успенский, П.Д. Четвертый путь / П.Д. Упенский. – М.: Весь, 2011. – 496 с.
  7. Lincoln, R. The relationship between depth psychology and protoanalysis / R. Lincoln // Doctoral Dissertation. California Institute of Transpersonal Psychology. – 1983. – 133 р.
  8. O.Ichazo. Protoanalysys.
  9. Наранхо, К. Характер и невроз: Интегратив. обозрение / К. Наранхо // Пер. с англ. под общ. ред. В.Зеленского. – СПб.: Диалог, – 1998. – 335 с.
  10. Наранхо, К. Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего / К. Наранхо. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 222 с.

Top